Здравствуйте, Друзья!
24.02.2022 года руководство нашего государства приняло решение об интервенции о провидении специальной военной операции на территории соседнего государства. В настоящее время абсолютно никто не может предсказать последствий указанного решения, можно лишь констатировать, что как внутрироссийские общественные отношения, так взаимоотношения на международном/межгосударственном уровне существенно изменяться, разделив нашу жизнь на «до 24.02.2022 года» и «после».
Одним из очевидно негативных последствий проведения специальной военной операции ВС РФ на территории другого государства явилось практически мгновенное разрушение экономических связей со странами континентальной Европы и государствами с преобладающим англосаксонским населением. Первоначально шокированное началом спецоперации население указанных стран очень скоро оказалось до жути напуганным непреклонной решимостью руководства Российской Федерации применить ракетно-ядерное оружие против любого и каждого, желающего воспрепятствовать нам бомбить хохлов бороться с возрождением нацизма в соседней стране. А как вам скажет любой психолог, негативные эмоции вызывают только встречные негативные эмоции. Шокированное и испуганное население стран континентальной Европы и «англосаксонского мира», не имея мужества вступить с нами в открытое военное противостояние (в форме обмена ракетно-ядерными ударами) закатив массовую истерию вынудило глав своих государств и руководителей коммерческих компаний ввести в отношении Российской Федерации санкции и эмбарго.
К несчастью, именно страны Европы и «англосаксонского мира» являлись нашими основными торговыми партнёрами. Российские патриотично настроенные крупные предприниматели поставляли «им» полезные ископаемые извлекаемое из недр Урала и Сибири, приобретая взамен «у них» продвинутые технологии, качественные потребительские товары и сложную технику. И тут наступило «24.02.2022 года». Многолетние экономические связи оказались разорваны в течении нескольких дней. Наша национальная валюта стремительно обесценилась. Заключенные экспортно-импортные контракты с упомянутыми недружественными странами начали в массовом порядке разрываться по «их» инициативе. И вот теперь ни продать «на запад» то, что умеем мы (освобождать недра от углеводородов и металлов) ни купить «на западе» производимое ими стало невозможно.
А ведь международный товарообмен является основой экономики любого современного государства, в том числе (если не сказать – тем более) и нашего, встраившегося в «международное разделение труда» последние 30 лет. И всем казалось, что наконец в это самое «разделение труда» между различными государствами и международными корпорациями Россия встроилась окончательно и бесповоротно. Значительная часть экономической деятельности российских предпринимателей завязана на экспорт/импорт сырья и топлива, товаров и услуг, программного обеспечения и технологий. Наш олигархат класс крупных предпринимателей организует экспорт/импорт с помощью «средних» предпринимателей, которые в свою очередь привлекают «мелких». Все эти экономические связи оформлялись договорами, регламентирующими права и обязанности их сторон на длительную перспективу, поскольку существовавшая до недавнего времени стабильность позволяла предпринимателям «управлять рисками», просчитывая последствия своих экономических решений на будущее. И такие экономические связи сформировали перераспределительные товарные цепочки по принципу: «крупный опт» — «опт» — «мелкий опт» — «розница», функционировавшие долгие годы. Но что же делать в сложившейся ситуации, которую «до 24.02.2022 года» не могли предвидеть не только предприниматели, но даже руководители «экономического блока» Правительства РФ и Центробанка РФ?
Что же делать «среднему» и «малому» бизнесу, включая индивидуальных предпринимателей в сложившихся «после 24.02.2022 года» обстоятельствах в отношении своих обязательств, принятыми ими «до»? Ведь свои обязательства перед контрагентами они принимали при совершенно других социально – экономических и внешнеполитических обстоятельствах, изменение которых они (мы/вы) не могли даже предвидеть, не то, чтобы предотвратить.
В сложившейся «после 24.02.2022 года» экономической ситуации перераспределительные товарные цепочки оборвались либо просто стали нефункциональны, в связи с чем мы предлагаем вспомнить и, при необходимости прибегнуть к положениям статьи 451 Гражданского кодекса РФ «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств».
Так, пункт 1 указанной статьи устанавливает, что «Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.»
Т.е. диспозиция статьи 451 ГК, описанная в её первом пункте, по мнению автора настоящей статьи, полностью соответствует сложившейся «после 24.02.2022 года» ситуации, ведь никто из предпринимателей не мог предполагать девальвацию рубля и введение эмбарго со стороны «стран запада» и международных (транснациональных) корпораций, прекративших поставлять нам технологические товары с последующим их сервисным обслуживанием, программное обеспечение с поддержкой/обновлениями и т.д.
При этом, если предприниматель оказался обременён договорным обязательством, ставшим неисполнимым (да даже просто невыгодным) «после 24.02.2022 года», при подготовке искового заявления в арбитражный суд с требованием о его расторжении заявителю необходимо подобрать аргументы, доказывающие, что:
— в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
— изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
— исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
— из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Какие именно сведения и аргументы необходимо подготовить предпринимателям при обращении в арбитражные суды с указанными исками зависит от видов обязательств, ставших «после 24.02.2022 года» обременительными.
Следующими статьями по этой теме мы опишем подробности избавления от отдельных видов обязательств.